Небольшой обзор сотовых компаний и голосовых сервисов разных стран Азии. Сервисы имеют самую широкую направленность, начиная от переводов текстов и до оказания ВИП услуг.
Индия
Эта страна интересна тем, что значительная часть ее населения не обладает излишними средствами для оплаты коммуникационных услуг. Оптимальное соотношение цена/качество — конек продуктов, сделанных в Индии. При этом технологии активно проникают и хорошо приживаются. Многие телекоммуникационные компании предоставляют интернет по низким ценам.
Компания АирТел
С особым интересом стоит рассмотреть историю цен на доступ в Интернет через мобильный телефон этой кампании.
Как только доступ через телефон и GSM сети стал возможен, эта компания ввела тариф 10 рупий в день неограниченного доступа. При этом были и другие тарифы, но этот тариф пользовался наибольшей популярность в связи с дешевизной и простотой использования, нужно было лишь отправить СМС для активации/деактивации услуги. Под таким тарифом компания проработала несколько лет и уже в 2005 году подняла цену до 15 рупий в день.
Стоит заметить, что при появлении массового спроса доступ в сеть и качество услуг заметно снизились при использовании именно этого тарифа во многих частях Индии. Уже к 2009 году АирТел повысил цену за дневной анлим до 25 рупий. Качество услуг все еще остается на довольно низком уровне. При этом другие компании пошли по другому пути. Конкуренты ТаТа и Рилайенс выпустили специализированные устройства (донглы) с месячными интернет планами заточенные для доступа в Интернет. Впрочем такая практика прошла волной по всему миру (Европа, Россия, Китай и др.)
Доп. Голосовые сервисы
При том, что Индия — страна аутсорса и сервисы на базе голосовых услуг здесь активно развиваются, сами Телекоммуникационные компании не рекламируют и не предоставляют такого рода услуги. Чаще всего они вынесены и ими занимаются специализированные компании, базирующиеся в местах сосредоточения ИТ — Бангалор, Тривандрум, Пуна.
Платежные системы на базе телефонов есть в некоторых штатах Индии. Различного рода платные консультационные услуги по телефону оказываются в основном на аутсорс для других стран мира. Одна из самых успешных и крупных компаний — Инфосис.
В самой Индии платные голосовые услуги не пользуются широкой популярностью. Возможно, это вопрос времени и развития технологий.
Китай
В этой стране, где монополии и гигантские корпорации возникают довольно естественным образом. Конечно же именно в этой стране была образована самая большая корпорация в мире — Чайна Телеком. Олимпийские игры не прошли даром и в крупных городах, многие точки продаж СИМ-карт говорят на английском, есть поддержка голосом через колл-центры тоже на английском. Есть множество голосовых сервисов, качество услуг на довольно высоком уровне.
В Китае немного другой подход к услугам вообще. Рядовой китаец использует то, что ему говорят использовать. Ест то, что говорят есть. Думает так, как говорят думать. Так например, во многих железнодорожных сообщениях продаются одни и те же продукты без какого либо выбора. Ассортимент — 5-10 видов лапши, 5-10 видов закусок, 5-10 видов печенья, вода, газировка и все. И так по всему Китаю на всех железнодорожных платформах. Информация 2009-2010 годов.
С телекоммуникациями ситуация очень похожа. Нет смысла плодить десятки конкурирующих компаний, достаточно создать одну/две большие корпорации. Нет смысла плодить шкалу с десятками тарифных планов, достаточно ввести один/два.
Это выгоднее для бизнеса. И с этим не поспоришь :)
Тайланд
Конек этой страны — туризм. Сотовыми операторами активно предоставляется самый широкий спектр голосовых услуг на разных языках для туристов и не только. Стоит заметить, что платные голосовые услуги пользуются спросом.
Лидер Тайского рынка сотовых услуг — компания ДиТак предоставляет огромный спектр доп. услуг на английском языке. Все платно :) Самая распространенная услуга, поддержка на английском языке, стоит 3 бата (10 центов) за звонок.
Стоит отметить, что платные голосовые услуги востребованы в общем-то во всех странах Азии.