Азия Фон

Недавно проскочила информация о том, что стратегия компании Нокиа в плане развития операционных систем для мобильных устройств сращивается с компанией Майкрософт. Это значит, что Нокиа отказывается от всех своих разработок и перенаправляет вектор развития на продукты Майкрософт и их операционную систему. Это вызвало резонанс специалистов и пользователей мобильных телефонов. С чем связано признание поражения в собственных мобильных ОС крупнейшего в мире ретейлера мобильных телефонов?

Распространение мобильных телефонов в мире во многих странах приблизилось к 100%. Это значит, что почти у каждого человека на планете есть по крайне мере один мобильный телефон. Плотно вошедший в повседневную жизнь нормального человека телефон стал незаменимым помощником общения между людьми. Как только появились возможности вместить в мобильный телефон дополнительных возможностей и функций, сразу появилась целая линейка мобильных телефонов под разные сегменты рынка разного ценового диапазона. Так маркетинг совместно с рекламными трюками породили современный мобильный телефон, совмещающий в себе мп3 плеер, фотоаппарат, читалку книг, фонарик, телевизор и еще много других функций.

Как ни крути, но основная функция телефона звонить и многие дополнительные функции часто бывают не нужными. Маркетинг и реклама плотно укоренили у потребителя многих стран Европы и Америки, что телефон должен быть с цветным экраном, напичканным разными функциями и стоить порядка 200-300 долларов, а лучше 500-700 :) В Азии потребитель смотрит на это совсем по другому. Совершенно иной уровень доходов и менталитет не позволяют использовать обкатанные Европейские бизнес модели в Азии. В результате массовым мобильным телефоном является совершенно иной аппарат нежели в развитых Европейских странах.

Нокиа 1280 можно назвать настоящим Азия фоном. Он дешев, доступен, неприхотлив, удобен в использовании. Прост и не требует специальных знаний и обучения для использования. Цена аппарат колеблется в размере 20-25 долларов США по всей Азии. Он очень активно продается в Индии, Индонезии, Таиланде, Малайзии и других странах этого региона. Это настоящий телефон компании Нокиа, не китайская подделка или б/у аппарат. Для этого телефона не нужен многомиллионный маркетинг и реклама, достаточно его выложить на витрину по нормальной цене и он будет улетать со свистом. Это очень и очень близко к концепции Конусоке Мацуситы о потребительской электронике также доступной, как водопроводная вода.

Этот телефон был купен в Малайзии по цене 75 ринггит (около 25 долларов). Имеет годовую международную гарантию, логотипы и сертификаты подтверждающие что это настоящая Нокиа. Телефон отлично держит связь, имеет крупные удобные кнопки и батарею позволяющую ему работать около недели без подзарядки.

Возвращаясь к компании Нокиа и ее стратегии осмелюсь предположить, что попытки создать телефон, удовлетворяющий Европейскому рынку с более сложной начинкой привели к тому, что стратегию пришлось очень здорово пересмотреть. Работа в Азии на протяжении многих лет показала, что есть довольно плотный срез населения, которое не смотря на маркетинг и рекламу выбирает продукт по его соотношению цена/кач-во/функции. Избирательный подход инноваций в Азии сформировал уникальный рынок, где превалирует бедное население с иным подходом к деньгам.

Плотно закрепившись на таком огромном рынке разумно вместо рискованных инвестиций сфокусироваться на минимизации рекламных расходов и максимальном удешевления продукта. Азиатская модель позволяет получить более долгосрочные прибыли на длительном промежутке времени. Так многие бизнесы в Индии работают столетиями без каких-либо изменений. Ткани, масла, мыла, одеколон и многое многое другое. Это продукты простые, качественные, востребованные. Не требующие изменений и доработок. Или например российский АК-47, которым восхищается весь мир.

Вполне возможно, что в Европе и Америке такая модель работать не будет. В Азии же она работает эффективно и если рассматривать за последние годы рынок Европы, который значительно изменился и последние явно не победоносные шаги компании Нокиа в этом направлении, можно предположить что руководство решило перейти от конвергенции к дифференциации. И если уж Европейский рынок взять не удается, плотно закрепится в Азии не самый плохой вариант. К тому же, по масштабам Азиатский рынок значительно больше, чем Европа и Америка вместе взятые.